Воскресенье, 25.02.2018, 12:33
ГБОУ СОШ с.Чёрный Ключ Клявлинского района Самарской области
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [13]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие орфографической зоркости.

Развитие орфографической зоркости.

( из опыта работы)

 Почему наши дети неграмотно пишут? Ответ давно известен: они часто не видят «опасные» места в словах. Поэтому в процессе прописной грамотности особое значение имеет развитие орфографической зоркости.

 Психологи указывают, что родной язык усваивается интуитивно. Исследования показывают, что чем больше и качественнее читает ученик, тем грамотнее он пишет.        Поэтому так важно орфографическое чтение, орфографическое проговаривание со всеми знаками препинания, которое мы часто используем на уроках русского языка. К тому же ученик должен понимать лексическое значение каждого прочитанного слова.

 Еще один, всем знакомый способ развития орфографической зоркости, - комментированное письмо с обозначением всех орфограмм.

 Полезно и интересно для учащихся, когда они сами составляют текст с пропущенными орфограммами.

 Чтобы ученик увидел орфограмму в слове, он должен, прежде всего, определить ее место, а это значит уметь разбирать слово по составу. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуются умения распознавать и подбирать однокоренные слова, расширяется лексика, формируется умение использовать слова с приставками, суффиксами. Полезны такие упражнения:

1.  подобрать слова к данной схеме;

2.  соотнести слово с подходящей схемой;

3.  добавить к слову суффикс, приставку;

4.  найти слово, не подходящее к схеме или схему, не подходящую к слову;                     

5.  расшифровать слово, например:  ¬   сад ^ а

Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками.

 Орфографическую зоркость развиваю и таким образом: не исправляю ошибки сама, а

·        на первом этапе подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка;

·        на втором этапе ставлю галочку на полях той строки, в словах которой сделаны ошибки,

ученики сами находят ошибки и исправляют их.

Укрепляет словесно-лексическую память, развивает способность к быстрому и точному побуквенному анализу, а, значит, и грамотному письму сравнение слов или, что даже лучше, псевдослов с эталоном.

Например: на доске записано псевдослово (фломенадия), дети читают его несколько раз, затем слово закрывается, а на карточке ученики должны подчеркнуть слово-эталон среди слов, которые отличаются на одну-две буквы (фломанидия, фломенидия, фламенадия).

 Не секрет, что с каждым годом в первый класс приходят дети с низкими качественными показателями здоровья, с ослабленным вниманием и памятью. Поэтому на уроках использую задания на развитие внимания, логического нестандартного мышления, зрительной памяти.

 Вот некоторые из них:

1.  игровое упражнение «клубок» - первый ребенок называет слово (лучше – словарное), второй повторяет названное слово и добавляет свое и т.д. Вначале играет один ряд, затем добавляется второй, третий. Таким образом, количество слов достигает 20 – 25.

 

2.  использование различных анаграмм.

 

3.  вставить слово или букву:

 

 7     с               жпрко     х            Везувий     ?

8      в               хорошо   п            Москва       г

9      ?              много      ?             Дон            р

 

корова    т            собака    л           желтый     сковорода

курица    ц            лошадь   р           синий          яйцо

лошадь   ?             корова     ?          зеленый      ? 

 

Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу  несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.

 

4.  прочитать три раза слова

 

мама                дети         человек       брат

доброта           тетя        мужчина     ребенок

 

слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:

·        сколько букв в предпоследнем слове?

·        сколько слов, состоящих из двух слогов?

·        назовите третье слово;

·        сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

·        сколько слов заканчивается на букву «а»?

·        какие слова женского рода?

·        сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

 

5.  вставить пропущенное слово:

 

черное / белое= огонь /…

сила / доброта= … / злость

война / смерть=… / жизнь

рысь / кошка= волк / …

лампа / … = радио / звук

больница / больные = парк / …

дети / игра = взрослые / …

змея / нора = … / конура

музыка / ноты = слово / …

Категория: Мои статьи | Добавил: chek-school (07.11.2012)
Просмотров: 485 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz