Воскресенье, 25.02.2018, 12:43
ГБОУ СОШ с.Чёрный Ключ Клявлинского района Самарской области
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [13]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Макарова Л.В.

учитель русского языка и литературы

МОУ Черноключевской СОШ

Клявлинского района

 Самарской области

    Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.
В  своей  работе  я использую   методику обучения русскому языку с учетом языкового материала, отражающего специфику Клявлинского района Самарской области.

 Клявлинский район имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности,  потому,  на мой взгляд, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует развитию уважения  и любви к малой родине и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
   Сегодня в образовательную практику школы вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.
    Национально-региональный  компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России. 
   На региональный компонент выделяется 10-15% учебного времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.   Региональный компонент в преподавании русского языка рассматривается нами  как углубленная лингвокраеведческая работа, которая дает возможность использовать  местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы.

 На своих уроках я  использую словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,  языковой материал, составляющий лингвистическую специфику района: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей  нашей  местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона,  молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов и т.п.

   В процессе обучения у школьников формируются:

·        представления о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;

·        умения анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты речи земляков, способствующие повышению их речевой культуры;
умения анализировать (в том числе языковой анализ) художественных произведений местных писателей, журналистов и т.п.;

·        речевой этикет  края.

  Основными методами работы являются  проблемно-поисковый и
коммуникативный, опирающийся на живое общение.
   Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и  писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков – путешествий и т.д

    На уроках русского языка формируется языковая личность с ценными взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью. Использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне.

Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.
   Трудность в подборе текстов заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества. Поэтому в своей  работе я  использую краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.    Включение краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области. 

  Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать не только  тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в районе.

   При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно, на наш взгляд, анализировать тексты, раскрывающие природные особенности, данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.
   Важным критерием при отборе тестов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. В процессе работы с текстами (отрывками из них) ученики узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми особенностями. Использование произведений клявлинских писателей и поэтов дает учащимся представления о краевых особенностях: топонимике, антропонимике, микротопонимике. Всё это относится к языковым явлениям, неотделимым от нашего региона.  Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ.

   Воспитание произносительной культуры речи учащихся может стать одним из направлений такой работы. Как известно в речи школьников встречаются особенности в произношении, характерные для района. Часто источником ошибок учащихся является диалектный язык.  Исследователи отмечают, с одной стороны, процесс унификации говоров, с другой – живучесть фонетических черт говоров, что откладывает отпечаток на устную и письменную речь учащихся. Диалектический язык – часть духовной культуры народа. Для овладения литературной речью школьникам необходимы прочные, устойчивые навыки, длительная практика. Важным условием для достижения обозначенной цели являются систематические занятия на уроках русского языка по искоренению и предупреждению диалектных ошибок в речи учащихся.

В данной работе можно  выделить следующие  аспекты:

·        знакомство учащихся с особенностями собственного диалекта для сознательного усвоения литературного языка;

·        устранение и предупреждение диалектных ошибок в речи школьников;

·                   пробуждение у детей желания овладеть литературным языком.

У учащихся вырабатываются различные навыки:  анализ фактов языка; самоконтроля во время речи, правильного литературного произношения и бережного отношения к слову. 

   Особое внимание на уроках уделяется проведению работы по установлению, когда  и от какого слова могло образоваться географическое название или происхождение фамилий учащихся. Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на патриотические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами топонимики, опираясь на знания, полученные по другим предметам. Занимаясь таким видом работы, необходимо использовать методы ономастических исследований, в частности, исторический (сравнительно исторической), сравнительно-сопоставительный.
  В данной статье мы выделили лишь  некоторые возможности использования языковых средств регионального характера.

   Безусловно, описанные методы преподавания  по лингвистическому краеведению в обучении родному языку не являются исчерпывающими из-за многообразия местного языкового материала, и работа в данном направлении будет продолжена.

Категория: Мои статьи | Добавил: chek-school (03.03.2012)
Просмотров: 1409 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz