Четверг, 26.04.2018, 04:37
ГБОУ СОШ с.Чёрный Ключ Клявлинского района Самарской области
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [13]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание ценностного отношения к национальной культуре

Воспитание ценностного отношения  к национальной культуре в рамках «Музей в твоей школе»

  В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников. Я уверена, что школьный музей станет средством социальной адаптации учащихся, накопления и развития ими социального опыта. Именно школе, и в частности школьному музею, принадлежит важная роль в воспитании основ патриотизма. Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры – эта основа патриотического воспитания учащихся в настоящее время.

Духовное возрождение России, к которому все мы сегодня стремимся, возможно только с возрождением каждого российского города, села, деревни и в этом нам поможет историческая память – о самих себе, о малой своей Родине, о ее духовных традициях, укладе.

Важное место в историко–краеведческой работе занимает исследовательская работа, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, созданная руками и талантом его. Это наследие материальной культуры прошлого: предметы народного быта, одежды, прикладного искусства. Особое место принадлежит народному костюму.

Одним из главных моих задач был сбор экспонатов народного национального костюма. И  в  «Исследовательской деятельности» совместно с учащимися были созданы следующие  проекты:

1.     Чувашская одежда.

  1. Чувашские женские головные уборы: тухья и хушпу.
  2. Чувашский костюм от древности до современности.
  3. Костюм чувашей Среднего Поволжья.
  4. Чувашский орнамент.

Продуктами данных проектов стали экспонаты . которые занимают место в нашем музее.

      Что же такого необыкновенного таится в народном костюме, почему он так притягивает к себе? Когда берешь в руки подлинный народный костюм, а если еще посчастливится  его примерить, то возникает необъяснимое ощущение «раздвоения времени»: вы словно находились в точке соединения прошлого и будущего.

История не сохранила имен создателей народной одежды. Она результат деятельности многих поколений предков и во все времена была открыта для дальнейшего творчества. Мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то свое, но в рамках традиционных представлений о красоте. Впоследствии самое лучшее безошибочно отбиралось и закреплялось, исподволь превращало костюм в совершенство. Творения народа предназначались для воплощения идеи вечной красоты, вечной жизни, добрых сил в природе и человеке.

Тухья и хушпу… Слова-то какие загадочные! Заложи их в кроссворд, многим придется оставить соответствующие клеточки пустыми. И немудрено. Не знают еще в мире чувашских костюмов. А тут еще тухья – старинный         и удивительный головной убор.

Это поистине бесценный дар, доставшийся от наших предков. Каждая деталь национальной одежды – маленькое рукотворное чудо. Но цвет и узор отбирались не случайно, ведь в глубокой древности основные элементы чувашского орнамента служили магическими знаками, олицетворяли различные явления природы, мироздания и человеческого мировоззрения. С глубоких времен пришли в чувашскую вышивку и такие великие символы, как «древо жизни»-род человеческий, «птица»- счастье. В этом, наверное, и есть притягательность национального костюма, его самоценность, он неотделим от природы, а красота бывает только от нее.

Наряд, который мы видим на фотографии,  создавался для праздников. Поэтому они и сохранились, что бережно передавались от матерей к дочерям и надевались лишь в торжественных случаях. Сегодня этнографические мотивы все чаще привлекают внимание, и дизайнерам из Чувашии есть чем удивить мир.

Материал, собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя родного языка, истории, литературы, начальных классов на своих уроках. Они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее, где создается настроение покоя, отдыха, тепла. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск, осветить свою жизнь внутренним светом ручной уникальной работы. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события.

        Экспонаты экспозиций школьного музея очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о  народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.

Библиографический список:

1.Чуваши. Этническая история и традиционная культура. Авт.-сост. В.П.Иванов, В.В.Николаев. М.. Изд.ДИК 2000 г.

2.Энциклопедия чувашских сел Самарской области. МОиН Самарской области. Самара 2008 г.

3.История чувашского края. Чув.кн.изд. Чебоксары 1997 г.

          4. Чувашско-русский словарь.  

Категория: Мои статьи | Добавил: chek-school (25.11.2012)
Просмотров: 1494 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz